Комитет образования Плавского района

Профориентация

     Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.

     Выбор будущей профессии находится в зависимости не только от желаний и способностей личности, но также от достижений в социально-культурной и материальной составляющей того общества, в котором человек. В этой связи интересна мысль об отрицательном влиянии престижных, как теперь принято называть, факторов на выбор. Необходимо серьезно взвесить действительно ли воодушевляет «людная» сфера деятельности. Заблуждение относительно наших способностей к определенному роду деятельности – это ошибка, которая мстит за себя, если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет еще большие терзания. Когда школьник выбирает профессию, для которой у него нет необходимых врожденных  способностей, то вряд ли он сможет стать настоящим профессионалом в выбранном деле. Наклонности и таланты человека могут избирать для него соответствующую ограниченную сферу деятельности, а без этого ограничения невозможно совершить что либо значительное для себя и окружающих. Призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности.

     Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

     Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

  1. Правильная самооценка личности, ваших  способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
  2. Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;
  3. Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

     Общество – это, прежде всего сообщество «деятелей» чего-то полезного. Д. И. Менделеев писал: «удовольствие пролетит - оно для себя; труд оставит след долгой радости для других». Наши знания об общественной жизни будут неверными, если они не включают ориентировку в огромном, многообразном, изменяющемся мире профессий. Такая ориентировка нужна, для того, чтобы разумно обдумывать, строить и изменять свой жизненный путь, самосовершенствоваться. Правильная профориентация – один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Но для того, чтобы каждый имел некоторый минимум таких знаний необходимо пройти тест профориентации.

     Часто бывает так, что школьник или подросток мало интересуется профотбором, будущими возможными направлениями своей деятельности или сам совершает ошибки выбора, когда не проходит тестов на профориентацию. Периодическая профориентация в школе является необходимой процедурой для правильного самоопределения подростков. Также на ней может основываться и учебный процесс, который сейчас все более дифференцируется по дисциплинам и направлениям.

 

     Тест выбора профессии

    Психология предлагает множество таких тестов. Наиболее правильно использовать комплексные методики тестирования, которые включают в себя следующие тесты: 

  • Дифференциально-диагностический опросник
  • Опросник профессиональной готовности
  • Опросник профессиональной направленности

   Для снижения ошибок и правильной оценки результатов тестирования необходимо провести его несколько раз в течении года или даже двух лет, а потом соответствующим образом аккумулировать и проанализировать результаты, что может сделать только опытный психолог. Также следует учитывать то, что с течением времени результаты теста профориентации могут изменяться вместе с изменением профессиональных наклонностей человека. Тестирование и профориентация школьников в школе также должна проходить ежегодно.

 

     Типичные ошибки в выборе профессии.

    Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

  1. Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
  2. Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  4. Неправильное оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  5. Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  6. Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
  7. Наличие стереотипов;
  8. Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  9. Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения и формирования подростков
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом

    Давайте рассмотрим некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции в связи с профессиональным самоопределением и профотбором.

  • Человек, прилагая свои душевные и физические силы, не просто «тратит» их, а тем самым, развивается и совершенствуется. Ведь живые существа на земле возникли не для покоя, а для активности и развития.
  • С годами приходит понимание, что жизнь без любимого дела бессмысленна. «Смысл существования», «смысл жизни» – это такое состояние души человека, когда он четко себе представляет образ желаемого будущего. Вот эти слова: образ («я знаю, представляю») желаемого («мне интересно, я хочу, чтобы будущее наступило, оно меня привлекает, я стараюсь его ускорить»). Это говорит о том, что в сознании человека есть жизненная перспектива. Средством ориентировки в будущем является сознание и ум человека, которые освещают ему путь вперед, и по возможности, дальше, а опыт прошлого должен стоит на службе будущего. Но образ желаемого будущего неразрывно связан с представлением о любимых трудовых занятиях.
  • Жизненные устремления человека в идеале должны быть направлены на предмет и продукт полезной деятельности, а не на достижение удовольствия любым путем, которое нельзя рассматривать, как самоцель человека, иначе оно от него начнет ускользать. Удовольствие должно быть как само собой возникающее сопровождение активной полезной деятельности.
  • Счастье человека надо понимать не в конкретных ценностях и не в состоянии умиротворенности и благодушии, а в процессе успешной совместно с другими деятельности, направленной на достижение все новых целей.
  • Бытует заблуждение, что человек, прежде всего, старается для себя. Но это неправда, человек и начинается с того, что может трудиться на благо своей Родины, своего народа, своих близких. Живя только для себя и ради себя, человек заходит в тупик своего личностного развития и становится в противостояние к другим людям.
  • Поиск смысла жизни, уточнение дальнейшего существования, построение жизненного пути – это творчество. И это для человека наиболее интересно.
  • Человеку намного эффективнее быть гибким, иметь запасные профессиональные и жизненные пути, запасные варианты выбора деятельности. Профессиональные планы не должны быть костными, их периодически надо менять, совершенствуя.
  • Существует некий стереотип, что профессию нужно выбирать раз и навсегда. Но это неверно. Одни профессии становятся неактуальными и исчезают, другие профессии стремительно появляются. Направления деятельности объединяются или разделяются. И было бы недальновидно всю жизнь двигаться только в одном профессиональном направлении. Любовь к людям, порядочность, дружбу, следование своим принципам – да, важно пронести через всю жизнь, но эту моральную норму никак нельзя распространять на свою трудовую деятельность. В будущем появятся новые технологии, а вместе с этим и новые виды труда. Конечно, на сегодняшний день с подобным выбором определиться нельзя, поскольку еще не ясно, в каком точно направлении развиваться, но и нельзя упускать из виду ближайшую перспективу. Конечно, есть и постоянные профессии: всегда надо будет лечить людей, кормить, одевать, обувать, учить и воспитывать детей, строить жилье, защищать свою страну. Но и в этих сферах постоянно меняется структура труда, исходя из прогресса и развития деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что непременно надо всю жизнь искать себя и свое место в мире занятий.
  • Занимаясь каким-нибудь делом, важно уметь мобилизовать все силы на полную отдачу. И это поведение обязательно даст свои плоды. Ведь наши физические, умственные и специальные способности развиваются только в процессе напряженной деятельности.

  Надо понимать, что пройдя профотбор и сделав свой профессиональный выбор, человек приобретает на избранном пути опыт, который меняет все направление его дальнейшего развития и открывает ранее недоступные возможности.

   Есть еще такое понятие, как призвание. Под призванием понимается наивысшая степень соответствия конкретного человека его профессии. Этот феномен образуется в результате профессиональном пути человека, когда он может сказать, что именно в этой работе или области труда и именно он более всего может быть удовлетворен и эффективен. Профориентация, основанная на призвании, дает максимальный результат.

    Гарантией успешного профессионального развития человека является его активность Не надо бояться того, что по мере осуществления выборов возможности человека сужаются и он как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и повернуться нельзя – один выход. На самом деле это не так, и по мере удачных выборов возможности лишь возрастают. Более того, взаимосвязь противоположных и несовместимых профессий сейчас стала вполне обычным делом. И в каждом профессиональном деле перед личностью открывается мир новых удивительных возможностей.

© ko-plavsk

Сделать бесплатный сайт с uCoz