|
ПрофориентацияВыбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников. Выбор будущей профессии находится в зависимости не только от желаний и способностей личности, но также от достижений в социально-культурной и материальной составляющей того общества, в котором человек. В этой связи интересна мысль об отрицательном влиянии престижных, как теперь принято называть, факторов на выбор. Необходимо серьезно взвесить действительно ли воодушевляет «людная» сфера деятельности. Заблуждение относительно наших способностей к определенному роду деятельности – это ошибка, которая мстит за себя, если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет еще большие терзания. Когда школьник выбирает профессию, для которой у него нет необходимых врожденных способностей, то вряд ли он сможет стать настоящим профессионалом в выбранном деле. Наклонности и таланты человека могут избирать для него соответствующую ограниченную сферу деятельности, а без этого ограничения невозможно совершить что либо значительное для себя и окружающих. Призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности. Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам». Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:
Общество – это, прежде всего сообщество «деятелей» чего-то полезного. Д. И. Менделеев писал: «удовольствие пролетит - оно для себя; труд оставит след долгой радости для других». Наши знания об общественной жизни будут неверными, если они не включают ориентировку в огромном, многообразном, изменяющемся мире профессий. Такая ориентировка нужна, для того, чтобы разумно обдумывать, строить и изменять свой жизненный путь, самосовершенствоваться. Правильная профориентация – один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Но для того, чтобы каждый имел некоторый минимум таких знаний необходимо пройти тест профориентации. Часто бывает так, что школьник или подросток мало интересуется профотбором, будущими возможными направлениями своей деятельности или сам совершает ошибки выбора, когда не проходит тестов на профориентацию. Периодическая профориентация в школе является необходимой процедурой для правильного самоопределения подростков. Также на ней может основываться и учебный процесс, который сейчас все более дифференцируется по дисциплинам и направлениям.
Тест выбора профессии Психология предлагает множество таких тестов. Наиболее правильно использовать комплексные методики тестирования, которые включают в себя следующие тесты:
Для снижения ошибок и правильной оценки результатов тестирования необходимо провести его несколько раз в течении года или даже двух лет, а потом соответствующим образом аккумулировать и проанализировать результаты, что может сделать только опытный психолог. Также следует учитывать то, что с течением времени результаты теста профориентации могут изменяться вместе с изменением профессиональных наклонностей человека. Тестирование и профориентация школьников в школе также должна проходить ежегодно.
Типичные ошибки в выборе профессии. Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:
Давайте рассмотрим некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции в связи с профессиональным самоопределением и профотбором.
Надо понимать, что пройдя профотбор и сделав свой профессиональный выбор, человек приобретает на избранном пути опыт, который меняет все направление его дальнейшего развития и открывает ранее недоступные возможности. Есть еще такое понятие, как призвание. Под призванием понимается наивысшая степень соответствия конкретного человека его профессии. Этот феномен образуется в результате профессиональном пути человека, когда он может сказать, что именно в этой работе или области труда и именно он более всего может быть удовлетворен и эффективен. Профориентация, основанная на призвании, дает максимальный результат. Гарантией успешного профессионального развития человека является его активность Не надо бояться того, что по мере осуществления выборов возможности человека сужаются и он как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и повернуться нельзя – один выход. На самом деле это не так, и по мере удачных выборов возможности лишь возрастают. Более того, взаимосвязь противоположных и несовместимых профессий сейчас стала вполне обычным делом. И в каждом профессиональном деле перед личностью открывается мир новых удивительных возможностей. |
© ko-plavsk |